В начале марта в Москве началась "Фотобиеннале 2012", которая продлится до 25 мая/Ольга Свиблова о фотобиеннале, соцсетях и истории/

Ольга Свиблова. Фото Александра Качкаева для "Ленты.ру"

В начале марта в Москве началась "Фотобиеннале 2012", которая продлится до 25 мая. За это время в столице пройдут более 50 выставок и мастер-классов, публика увидит фильмы Уильяма Кляйна и Вима Вендерса, фотографии Ай Вэйвэя и Мирослава Тихого. О формировании программы биеннале и о многом другом "Лента.ру" поговорила с Ольгой Свибловой, директором Мультимедиа Арт Музея и арт-директором Фотобиеннале.

 

"Лента.ру": Давайте сначала поговорим о девятой московской "Фотобиеннале". Какая она у вас получилась в этом году? В чем ее особенность, если сравнивать с предыдущими?

Ольга Свиблова: Знаете, я пока не могу разобраться. Для этого нужно энное количество времени. Биеннале еще не получилась, она не закончилась, но я точно могу сказать, что сама довольна. Не всегда могу такое произнести, но сейчас действительно счастлива. Мы открыли потрясающие выставки на Остоженке в МАММ, фонде "Екатерина", ММСИ на Тверском бульваре, в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке, а впереди еще больше половины программы, в частности ЦВЗ "Манеж": каждое открытие - это ведь всегда экзамен, и ты до последней секунды не знаешь, как что получится.

 

Выставка Тихого получилась очень интимной.

Она интимная, потому что в мире, где была такая же общность, как советский народ (у них чехословацкий), Тихий взял и показал свой индивидуальный взгляд - он как будто проводил археологические раскопки. И, конечно, довел фотографии до той степени испорченности, когда они приобрели характер археологического ископаемого. Он пытался открыть базисные истины, вынести их из этого сора и пришел к женщине. Все-таки на женщинах держится цивилизация. Если мы посмотрим на искусство Древней Греции, на искусство Возрождения, мы с вами все равно увидим женщину, образ богини. У Тихого это все приобретает особое звучание, "тихое", потому что Тихий - это тихое сопротивление.

 

Мирослав Тихий. Без названия. 1960-1980-е гг. Courtesy Foundation Tichý Ocean
Мирослав Тихий. Без названия. 1960-1980-е гг. Courtesy Foundation Tichý Ocean

У нас есть выставка, которую я назвала "Тихое сопротивление". Это русский пикториализм, затравленный большевиками. Советская власть его травила даже больше, чем модернизм, начиная с 30-х годов. И наши пикториальные фотографы, уже в то время обладавшие огромным количеством золотых и серебряных медалей, полученных на международных выставках, начинали прятаться в свои скорлупки, запираться и искать небольшие форматы, потому что прекратить творить они не могли.

 

Если говорить о процессе формирования программы биеннале, то как в ней соотносятся продуманность и случайность?

Когда ты делаешь программу, то все цепляешь друг за друга. Кто-то все высчитывает, кто-то нет. Но если у тебя все не зацепилось, не скрепилось логически, не зарифмовалось, то программы биеннале нет. Эти рифмы могут быть мягче, жестче, ближе или дальше, но они должны быть. Поскольку я готовлю уже 16-й фестиваль, то понимаю, что нужно всегда продумывать заранее. Всегда есть несколько тем, которые находятся в мерцании, они стоят, что называется, "на коротком старте". А дальше ты открываешь глаза и прицельно ищешь. Случайностей не бывает. Случайность - это хорошо подготовленное удовольствие.

Что у вас сейчас на коротком старте?

Планами я делиться не буду, потому что мы еще не открыли все проекты этой "Фотобиеннале".

Когда вы начнете заниматься следующей?

Я уже знаю 40 процентов программы следующего фестиваля. Я, например, заранее знала, что сейчас будет выставка Кляйна с его Нью-Йорком - не два года, а пять или шесть лет назад. С творчеством Уильяма Кляйна мы знакомы давно, с 1997 года. Тогда мы проводили фестиваль, связанный с юбилеем Москвы, "Москва глазами русских и зарубежных фотографов". Готовясь к нему, я отсмотрела тысячи досье зарубежных авторов, снимавших Москву в основном в два периода (если мы говорим о советской истории): во время хрущевской "оттепели" сразу после смерти Сталина и во время перестройки и гласности Горбачева.

 

Командообразующие тренинги от компании MediaEvent.

 

Нами проведенные мероприятия

Наши преимущества

Прозрачный бюджет
Прозрачный бюджет
Профессиональная команда
Профессиональная команда
Авторский реквизит
Авторский реквизит
Персональный менеджер
Персональный менеджер
Многолетний опыт работы
Многолетний опыт работы

Нам доверяют ведущие компании

Наши клиенты - это наша гордость. С 2007 года более 300 клиентов различных сфер деятельности сотрудничали с компаний “Media Event”.

Оформить заявку