Глава медиалаборатории РИА Новости Василий Гатов под самый Новый год обвинил "Вести.Ru" (новостной интернет-портал ВГТРК) и Russia Today в накрутке популярности своих страниц в Facebook при помощи ботов.

 

Василий Гатов. Фото РИА Новости, Владимир Федоренко

Эксперт обнаружил у СМИ накрутки в Facebook

Глава медиалаборатории РИА Новости Василий Гатов под самый Новый год обвинил "Вести.Ru" (новостной интернет-портал ВГТРК) и Russia Today в накрутке популярности своих страниц в Facebook при помощи ботов. Впрочем, чуть позднее Гатов в своем Facebook уточнил информацию, отметив, что активной накруткой занимается лишь Russia Today. Тем не менее, скандал получился немаленьким, тем более что в Russia Today все обвинения начисто опровергли.

Утром 30 декабря Василий Гатов в своем Facebook опубликовал сразу несколько записей под заголовками "Исследовательское-1", "Исследовательское-2" и так далее. В них он подробно описал подозрительный рост числа подписчиков на аккаунты Russia Today и "Вестей", представил графики этого роста и сравнил эти показатели как с РИА Новости, так и с ведущими телеканалами мира - CNN и "Аль-Джазирой".

Во-первых, Гатову показалось подозрительным, что графики роста Facebook-аудитории РИА и "Вестей" похожи так, что "прямо смешно". В течение декабря страница РИА на Facebook прибавляла в среднем по 1800-1900 подписчиков в день - и почти ровно столько же ежедневно прибавляли "Вести". На момент написания статьи аудитория РИА в Facebook - 190882 пользователя, "Вестей" - 191190. При этом среди новых подписчиков "Вестей" оказалось множество ботов, легко узнаваемых по случайно заполненным личным данным.

Во-вторых, эксперт обратил внимание на то, что Russia Today, прежде подраставшая стабильно, но понемногу, в декабре продемонстрировала просто взрывной рост Facebook-аудитории - больше чем в два раза (с примерно 100 тысяч до примерно 225 тысяч). Причем начался этот рост еще до 4 декабря, за которым последовали массовые протесты, спровоцировавшие подъем интереса западной аудитории к англоязычным новостям из России.

По показателю прироста Facebook-аудитории в день Russia Today оставила далеко позади СNN, телеканал, у которого более трех миллионов подписчиков, и поэтому рост аудитории происходит просто за счет того, что к "френдам", подписавшимся на CNN, прибавляются те, кто увидел CNN в ленте своих друзей. "Можно было бы предположить, что RT обнаружили какой-то фантастический алгоритм, обеспечивающий такой невероятный прирост. Но анализ показывает, что это - алгоритм Чурова", - сделал вывод аналитик. И добавляет: "Для достижения этого фантастического результата использован масштабный ботнет - особенно 14, 15 и 16 декабря. У RT есть посты, которые получили - держитесь за стулья и клавиатуры - по 800 (!) репостов. При этом среднее количество 'поделиться' для обычных дней РашаТудей до этого 'спурта' в декабре составляло нормальное для медиа 15-20".

Сам Василий Гатов в беседе с корреспондентом "Ленты.ру" (в качестве медиаэксперта, а не представителя РИА Новости) заверил, что не хочет в Facebook "войны ботов", какая давно уже бушует в ЖЖ. Он подчеркнул, что его разоблачения не связаны с политикой и с тем, как государственные СМИ (а таковы все фигуранты этого скандала) освещали протесты после думских выборов. "Просто накопились данные, - пояснил Гатов. - Мы [РИА Новости] примерно месяц назад установили у себя систему Socialbakers и поставили на наблюдение некоторое количество как своих, так и чужих ресурсов, чтобы понять, как они развиваются в социальных сетях. Что-то из этого легко отслеживать без специальных инструментов, а что-то становится очевидным только после того, как у тебя набирается какая-то статистика".

На вопрос, зачем "Вестям" и Russia Today накрутки при помощи ботов, которые, к тому же, так легко разоблачить, Гатов ответа не знает. "Судя по всему, - предположил он, - ни за чем, кроме отчетности о росте популярности в Facebook".

 

 

"Особенность Facebook и 'В контакте' в том, что их главный инструмент - 'лайк' - очень хорошо измеряем, и заниматься тут накруткой при помощи поддельных аккаунтов не имеет никакого смысла, - сказал Гатов. - Существует система регистрации, существует система, по которой Facebook удаляет аккаунты, которые не верифицируются: время от времени Facebook тебя принудительно разлогинивает - для бота это смерть. А поскольку боты делаются тысячами - это очень заметно".

"У меня лично никаких планов устраивать войну с конкурентами нет, - добавил Гатов. - У меня план только один: не надо привносить в этот мир технологии, которые были придуманы в период покупки трафика. В отличие от открытого интернета, здесь есть те, кто устанавливает правила за нас, и эти правила гораздо более определенные. С моей стороны это просто просьба не дискредитировать сегмент. Если у тебя есть деньги на маркетинг - занимайся маркетингом, а не покупкой трафика".

 

Ответная реакция

Посты Гатова про накрутку в Facebook тут же стали одними из самых обсуждаемых в медиасообществе. Тем удивительнее, что в стороне долгое время находились пресс-службы "Вестей" и Russia Today.

Впрочем, инцидент с "Вестями" разрешился сам собой: по совету "френдов" Василий Гатов посмотрел на то, какие странички сам Facebook предлагает "лайкнуть" тем, кто только зарегистрировался. В их числе оказались "Вести", чем и может объясняться большое количество подписчиков, с первого взгляда похожих на "ботов". "В целом, вопрос про ВЕСТИ.ru снимается. Скорее всего, если боты и есть - то в пределах погрешности, и, скорее всего, не системно", - написал Гатов в своем блоге и принес извинения сайту Вести.ру.

Уже ближе к вечеру Russia Today и ВГТРК в совместном комментарии "Ленте.ру" обвинили Гатова в некомпетентности. "Насколько нужно не разбираться в функционировании рекламных возможностей на этой платформе, к тому же быть не в курсе, что такие же возможности использует само агентство РИА Новости, чтобы написать такую глупость", - заявили заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников и главред Russia Today Маргарита Симоньян.

В Russia Today добавили, что в декабре телеканал запустил активную рекламную кампанию, ориентированную на жителей США и Великобритании. "Странно слышать от коллег из РИА Новости слова о том, что "так не бывает", если они сами в данный момент проводят такую же рекламную кампанию на платформе Facebook. Видимо, их рекламная кампания не приносит ощутимых результатов", - отметили в пресс-службе.

Кроме того, Russia Today обратила внимание и на то, что активная аудитория на странице RT в Facebook по оценке самой социальной сети (показатель people talking about this) составляет 15-20 процентов, что выше всех международных телеканалов (у CNN - 2 процента). Отдельно в пресс-службе добавили, что у РИА Новости аналогичный показатель составляет 10 процентов.

После комментария со стороны Russia Today стало понятно, что конфликт перешел от обвинений одного конкретного эксперта в адрес нескольких СМИ к конфликту между государственными медиа. Наверняка, конфликт этот не погаснет и после Нового года: вряд ли Гатов сможет оставить обвинения в непрофессионализме без ответа. Командообразующие тренинги от компании MediaEvent.

Артем Ефимов, Александр Поливанов, Екатерина Сосницкая
 

Нами проведенные мероприятия

Наши преимущества

Прозрачный бюджет
Прозрачный бюджет
Профессиональная команда
Профессиональная команда
Авторский реквизит
Авторский реквизит
Персональный менеджер
Персональный менеджер
Многолетний опыт работы
Многолетний опыт работы

Нам доверяют ведущие компании

Наши клиенты - это наша гордость. С 2007 года более 300 клиентов различных сфер деятельности сотрудничали с компаний “Media Event”.

Оформить заявку